В город я въехал во время самых что ни на есть пробок, но после московской толканины даже минский МКАД показался семечками, не то что гродненские заторы. Тут скорее страшна возможность влететь в неогороженную яму или открытую канализацию, не доехав до дома всего ничего. Но мало-помалу добрался до дома, попутно выполнив то, из-за чего пришлось срываться из гостей.
Заглушил мотор, выключил навигацию на телефоне, не забыв сделать скриншот, и для себя сделал определённые выводы:
1) связь. Роуминг может затормозить с активацией или вовсе не включиться, и тогда надо иметь возможность подстраховочных вариантов. Вариант предоплаченной симки на первой остановке хорош, но надо заранее нюансы изучить. К примеру, на одном из форумов описан случай в Польше, когда человек пришёл за симкой на одну неделю, а ему оформили абонементную с обязательствами на 24 месяца. В результате после успешного выкидывания симки его ждал некислый такой штраф за нарушение обязательств абонемента.
В этом же пункте хочу упомянуть ближнюю связь, если едете группой. Иногда покричать в рацию не хватало )))) Если есть возможность установить CB или хотя бы взять радиосканер с ноутбуком - не отказывайте себе. Среди потоков мата у дальнобоев проскакивает полезная информация хотя бы о препятствиях на дороге. По результатам наблюдений вообще и поездки в частности хочу себе комбо-станцию LPD/PMR/CB, но отзывы по надёжности настораживают.
2) финансы. Да, в наше время электронных платежей может показаться смешным и странным, но наличность страны пребывания позволяет решить множество вопросов. Сколько считать? Хотя бы в размере "оплатить топливо до точки назначения и обратно". У меня среди ограничивающих факторов было "столько наличности в кассе нет", в результате перед поездкой пришлось посетить четыре обменника, которые я успешно и опустошил на предмет российских рублей.
3) питьё и еда в дорогу. После того, как я в одну каску чуть не ополовинил кулер в гостинице, закинутая пятилитровка питьевой воды в машине - насущная необходимость для летних дневных поездок. В салоне под рукой было бы неплохо пару сосок 0,25-0,5л, чтоб на ходу не особо отвлекаться. Также было бы неплохо что-то мелкое на зуб кинуть, чтоб бодрило и не давало уснуть. Я лично использовал полкило печенья "Зоологическое", можно было бы, как Слава, купить набор козинаков (мне зубы жалко, пока ещё на пятую смену зубов не заработал)))) Если планируются остановки дикарём, можно ремкомплект реставратора прихватить с собой (мне хоть и не пригодился, но после поездки была снята проба - продукты поездку перенесли прекрасно).
4) еда по трассе. Ну тут общие рекомендации: смотреть, где кучкуются дальнобои/маршрутчики/таксисты, оценку начинать с туалета. Если туалет чистый, то и кухня будет под контролем. Если планируются остановки дикарём, то разборный мангал (такой вроде одноразовый, но у меня такой уже катается по другим машинам более десяти лет) будет более чем оправданным. Я вообще себе ищу садж: чугунная сковорода на ножках, чтоб можно было костёр разводить, и к ней крышка с бортиками, чтоб угли насыпать сверху можно было.
5) одежда в дорогу. Ну тут понятно, какая у кого комплекция. Я вот только не подрассчитал, что я в основном буду в сидячем положении, и протёр почти все свои захваченные штаны )))) Ну ничего, брюки на выход в люди остались, хоть не стыдно было по площади ходить ))))
6) заправки по дороге. Опять же общее: заправляться из ведра на обочине опять же можно, но лучше там, где имеется мало-мальски скопление машин и людей. Местные обычно лучше осведомлены про качество (опять же, если у вас то же топливо, что и у них, иначе рискуете. Лично знаю заправки, где нормальный бензин, а солярка с парафином, и наоборот - солярка нормальная, а бензин оставляет жирные пятна на джинсах. Если точно известен маршрут, то можно уточнить, сколько бензина можно везти в канистре. Учитывая, что таможни между Россией и Беларусью нет, то я, нисколько не сомневаясь, кинул в багажник сразу двадцатку. Лучше домой привезти, чем потом шлёпать по обочине.
7) инструменты, расходники и ремкомплекты. Тут зависит от состояния ведра и Вашей уверенности в нём. В любом случае, светоотражающий жилет, знак аварийной остановки, буксировочный трос, баллонный ключ и запаска должны присутствовать, это аксиома. По желанию докинуть камеру, набор ходовых инструментов и расходников.
8) электроника в дорогу. Путешествия по пачке "Беломора" это здорово и аутентично, но в нашем динамично изменяющемся мире карты, соответствующие дорожной обстановке, рулят и решают. Будут ли это офлайн-карты, закачанные перед поездкой, или обновляемые в реалтайме карты интернет-навигатора - дело скорее привычки. Мобильные телефоны в количестве две штуки - опять-таки необходимость, особенно если есть вопрос с организацией зарядки в авто. Повербанк, фотоаппарат, автомобильный зарядник, ноутбук или хотя бы планшет с клавиатурой - в общем, все атрибуты доморощенного автожурналиста нужны, если Вы не хотите потом долго вспоминать, что же было во время того, как было сделано это фото. Автомобильный видеорегистратор заслужил того, чтобы про него было сказано отдельно. Будь то экшн-камера на передней панели или телефон в держателе - видеоряд может потом здорово освежить воспоминания или послужить подспорьем в разборках.
9) страховая поддержка. Тут каждый решает сам, да и зависит от того, на ком и где зарегистрировано ведро, на котором перемещаетесь. Начитавшись отчётов о поездках, я взял расширенную зелёную карту, а к ней ещё возмещение вреда здоровью и материального с моральным ущерба. Договор на месяц потянул по ценнику меньше ремкомплекта реставратора )))), а уверенности придал значительно, уже не так стрёмно было сайгачить на старом ведре ))))
На этом всё, уважаемые читатели!! Живописание поездки к истокам завершено, всем ни гвоздя ни жезла!!!!