Ваня_Firebird Posted August 29, 2008 Share Posted August 29, 2008 Шестнадцатого января 1959 г. началось серийное производство «Чайки-ГА3-13» – советского автомобиля-мечты, сделанного по образу и подобию детройтского барокко. Для тех, кто успел застать Советский Союз, старая «Чайка» с ее крыльями была уличным феноменом, гостьей не то из прошлого, не то из будущего, не то из какого-то другого измерения. Это была не более чем красивая картинка, комфорт и ходовые качества которой успевали оценить раз в жизни – на свадьбу – да и то не все. Но среди однообразия советского автопотока это была настоящая мечта на колесах. Чайка была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 "ЗИМ". Как вспоминают, первые образцы Чайки совсем повторяли «Паккард», так что дизайн для приличия изменили. Но галочка на капоте все равно осталась, недвусмысленно отсылая к «галке» в круге с эмблемы прототипа. Однако советские новшества только улучшили автомобиль. Над созданием "Чайки" работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте) Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор.Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения - в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры. Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты - автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом "Чайки" стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились - ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади. Большинство 13-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями. Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. "Бардачок" рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Н.С. Хрущёва "Чайку" получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Валентине Терешковой была подарена единственная родная «Чайка» в белом. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в "Интурист", дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. "Чайка" получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла - до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство "Чайки" второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 3, 2008 Share Posted September 3, 2008 Даже на сегодня имеется авто с оригинальным салоном и заводской пломбой на панели приборов. Кстати, находится в Литве. Стоит 40 000 евро. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
SPIRIT Posted December 9, 2008 Share Posted December 9, 2008 Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка": Время выпуска: 1959-1977 гг. Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный Объем двигателя: 5.52 л Степень сжатия: 8.5 Максимальная мощность: 195 л.с. Коробка передач: трехступенчатая Главная передача одинарная, гипоидная Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик Максимальная скорость: 160 км/ч Расход топлива по трассе: 15 л/100км длина 5600 мм ширина 2000 мм высота 1620 мм Число мест 7 Масса в снаряженном состоянии 2100 кг Полный вес 2625 кг База 3250 мм Минимальный дорожный просвет 180 мм Размер шин 8,20-15 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.