Ваня_Firebird Опубликовано: 29 августа 2008 Поделиться Опубликовано: 29 августа 2008 Шестнадцатого января 1959 г. началось серийное производство «Чайки-ГА3-13» – советского автомобиля-мечты, сделанного по образу и подобию детройтского барокко. Для тех, кто успел застать Советский Союз, старая «Чайка» с ее крыльями была уличным феноменом, гостьей не то из прошлого, не то из будущего, не то из какого-то другого измерения. Это была не более чем красивая картинка, комфорт и ходовые качества которой успевали оценить раз в жизни – на свадьбу – да и то не все. Но среди однообразия советского автопотока это была настоящая мечта на колесах. Чайка была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 "ЗИМ". Как вспоминают, первые образцы Чайки совсем повторяли «Паккард», так что дизайн для приличия изменили. Но галочка на капоте все равно осталась, недвусмысленно отсылая к «галке» в круге с эмблемы прототипа. Однако советские новшества только улучшили автомобиль. Над созданием "Чайки" работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте) Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор.Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения - в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры. Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты - автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом "Чайки" стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились - ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади. Большинство 13-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями. Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. "Бардачок" рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Н.С. Хрущёва "Чайку" получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Валентине Терешковой была подарена единственная родная «Чайка» в белом. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в "Интурист", дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. "Чайка" получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла - до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство "Чайки" второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
monte carlo Опубликовано: 3 сентября 2008 Поделиться Опубликовано: 3 сентября 2008 Даже на сегодня имеется авто с оригинальным салоном и заводской пломбой на панели приборов. Кстати, находится в Литве. Стоит 40 000 евро. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
SPIRIT Опубликовано: 9 декабря 2008 Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2008 Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка": Время выпуска: 1959-1977 гг. Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный Объем двигателя: 5.52 л Степень сжатия: 8.5 Максимальная мощность: 195 л.с. Коробка передач: трехступенчатая Главная передача одинарная, гипоидная Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик Максимальная скорость: 160 км/ч Расход топлива по трассе: 15 л/100км длина 5600 мм ширина 2000 мм высота 1620 мм Число мест 7 Масса в снаряженном состоянии 2100 кг Полный вес 2625 кг База 3250 мм Минимальный дорожный просвет 180 мм Размер шин 8,20-15 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.