Перейти к публикации
forum.avtoamerika.by

Исполняется сто лет фирме Voisin


Ваня_Firebird
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Габриэль Вуазен родился в 1880 году в семье фабрикантов. Франция рубежа веков: импрессионисты, «Мулен Руж», первые автогонки, первое кино. Глаза разбегались от стильного и неведомого, но Всемирная выставка 1900 года в Париже обратила Габриэля и его брата Шарля в авиаверу. Изучив науки, в 1906-м они основали первую в истории авиастроительную фирму «Les frers Voisin». Габриэль (Шарль погиб в 1912 году) потом уверял, что они построили первый самолет раньше Райтов. Так или нет, а крылья всей этой романтике больших гонок пришили именно Вуазены. Кстати, Габриэль, стильный усач в кепи, стал тогда самым молодым кавалером ордена Почетного легиона.

 

С началом первой мировой романтику сменили большие дела и большие деньги: фирма построила примерно 10 тыс. аэропланов, и именно на машине Voisin был сбит первый «немец». Был и русский след. С началом войны на русский фронт хлынул поток двухместных этажерок Voisin, оснащенных пулеметом и двигателями Salmson, Renault и даже Hispano-Suiza.

 

Пушки смолкли: казалось, после 10 млн убитых мир надолго попрощался и с войной, и с авиацией. Романтики и их оружейники остались не у дел, какое-то время Voisin штамповал из истребителей санитарные самолеты, а потом перекинулся на авто.

 

 

 

Казалось, начало было тривиальным: Вуазен купил конструкцию, которую на Citroen так и не запустили в производство.

 

 

Это первое авто C1 получило 4-цилиндровый 4-литровый движок конструкции Найта. Такие двигатели были тихими и плавными, но прожорливыми.

 

С1 Voisin было продано всего семьдесят. Следующим был C12 с двигателем V12 объемом аж 7, 2 литра, разгонявшим авто до 140 км/ч. Правда, продать их удалось немного, и Вуазен продолжал работать над четырехцилиндровыми карлицами. Возможно, помогли авиалавры, но в 1923 году фирма имела среди клиентов 68 VIP-персон, среди которых были магараджи, султаны и просто короли, в том числе кинокороль Рудольф Валентино. То ли ностальгируя по полям брани, то ли ставя акцент на надежности машин, Вуазен упорно называл модели литерой «С» – первой буквой от слова char («танк»). Его Voisin C3 1922 года. при мощи 100 л. с. разгонялся до 115 км/ч, а в 1923 году с новым 6-цилиндровым двигателем Вуазен попытал счастья на гонках, правда, неудачно. Но главное – из ворот Voisin начали выезжать форменные чудеса.

 

 

 

Воспитанный небесами и помешанный на дерзании Вуазен начал предлагать клиентам не только свои шасси, но и свои кузова, часто из алюминия, в основном дикой формы.

 

 

Почти аристократический фасад машины с изящной аркой капота могла продолжить приплюснутая коробка кабины, словно подсмотренная в мультике, где лимузин попадает под гидравлический пресс.

 

Алюминий делал авто Вуазена легкими. Если бы их еще и легко покупали! Дорогие неправильные машины – это уж слишком.

На самом деле игры мастера предвосхищали новую эру дизайна. Автобрикеты 1970-х позже полностью повторят угловатость вуазеновских экзерсисов, по дороге потеряв присущую последним грацию и эпатажность.

 

 

 

Авто Вуазена окажутся одними из первых автовоплощений модернизма, который вскоре взорвет и архитектуру, и дизайн.

 

 

Ярчайшим примером этого оказался C25 Aerodyne, сделанный Вуазеном вместе с идеологом модернизма Ле Корбюзье. Удивительная машина имела объем кабины с ровными боками. В профиль кабины напоминали дугу. Крыша, украшенная круглыми оконцами, полностью сдвигалась. Арт и только!

 

На самом деле эти эксперименты были много важнее, чем казалось. На них обкатывались идеи совершенствования автомобиля под новый мир. Тот же Корбюзье перевернул под автомобиль градостроение, продвинув идеи спальных кварталов, автострад над улицами и voiture maximum – простейшего авто для всех.

 

Дело Вуазена не пропало. Один из авторов этих удивительных конструкций, инженер Андрэ Лефевр, в 1930-х перешел на Citroen. Сравнив Voisin C25 и гадкого утенка Citroen 2CV, который стал легендой Франции, оставаясь в производстве с 1940-х до середины 1980-х, нетрудно найти сходство. Да и богине DS 19 вместе с алюминиевыми панелями Лефевр успел передать вуазеновскую легкость.

 

Уже в 1920-х легкие и неординарные Voisin ставили рекорды скорости. Все 1930-е Вуазен экспериментировал c передним приводом, пяти-, семи- и девятицилиндровыми двигателями, но акционеры в конце концов склонили его к приземленному двигателю от Graham. Потом были немцы, оседлавшие завод в войну, при которых Voisin тихо изобретал двухместную переднеприводную малолитражку Bi-Scuter.

 

Чуть ли не первый полет, чуть ли не первый самолет… И первый трофей в виде сожженной немецкой этажерки. При такой биографии герою просто непростительно умереть на вершине семейной империи в окружении выводка наследников.

 

 

 

В этом смысле у Вуазена все в порядке. После войны возрождения не получилось.

 

 

В 1959 году кредиторы выставили его из мастерской за долги. Говорят, Вуазен искренне смеялся: как раз перед этим ему присвоили очередной титул Почетного легиона, так что приставы чуть ли не отдали ему честь. Оставшиеся годы были прожиты одиноко в деревне, неугомонный Вуазен не мог остановиться: что-то конструировал, лудил, латал.

 

Он умер только в 92 года. Жизнь с 1880 по 1973 год удивительна. У французов есть знаменитая комедия «Замороженный» с де Фюнесом, где человек из начала XX века оживает в 1970-х. Интересно, каково человеку, выросшему при импрессионистах и строившему первые этажерки, слышать рев «миражей». Что бы там ни случилось, наверное, это здорово.

post-26-1223213457_thumb.jpg

post-26-1223213524_thumb.jpg

post-26-1223213531_thumb.jpg

post-26-1223213539_thumb.jpg

post-26-1223213553_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...