Jump to content
forum.avtoamerika.by

Немного о "Москвиче"


SPIRIT
 Share

Recommended Posts

Те, кому сейчас немного лет, конечно, могут не поверить, что было время, когда отечественные автомобили всерьез сравнивали с зарубежными аналогами и когда всего лишь один завод создал за год более десятка опытных образцов, причем половина из них вскоре превратилась в серийные модели.

Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

Первые машины – «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» – по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.

По сравнению со своим предшественником – 401-м (копией довоенного «Опеля-Кадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору – слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы – 35–41 л.с., у «Москвича» – лишь 22,7 л.с. Отсюда – посредственные разгон и скорость.

На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.

 

В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?

Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» – он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.

На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.

 

Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х – начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.

Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец – прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 – не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.

Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера – надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны – в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое – было!

Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 – таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.

И все эти работы вели всего 90 человек – таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова».

 

В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.

В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым, даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции – экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции – «Москвича-402» не прошло и десяти лет.

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять (!) наших спортивных автомобилей. Это – не легенды! Еще в первой половине 1970-х на «москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе.

 

То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Москвич-2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов.

А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и то «пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появиться вот-вот, как и седан 2142. В работе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают.

 

…Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича-402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит…

Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...

Нет, но очень пахож на 1.8 карпиюратор от БМВ, хотя мот клапанные крышки там и спис...украли у немцаф полюбому...

Link to comment
Share on other sites

-Исчё есть интересная модель, Москвич-408Турист, но их сошло с конвейера аж целых 2шт... Интересная моделька!

Link to comment
Share on other sites

«Москвич-408 Турист»

 

В 1964 году в заводском КБ спроектировали и построили опытный образец "Москвич-408-турист". Он принадлежал к элитному классу "Гран-Туризмо", имел двухместный открытый кузов и экспериментальную систему впрыска топлива ЦНИТА с электронным управлением.

 

Элегантное купе «Москвич», разработанное А.Веселовым, сделали в двух экземплярах. Предполагалось, что его можно выпускать малыми сериями на экспорт. В основе автомобиля лежали шасси и детали корпуса серийного седана «Москвич-408», однако многие кузовные панели были сделаны из алюминия. Поэтому машина получилась довольно легкой 962 кг. Двигатель «Туриста» на серийных «Москвичах» не использовался. При скромном объеме в 1,4 литра он развивал солидные 63 силы благодаря, в частности, впрыску с электронным управлением. Максимальная скорость «Туриста» достигала 130 км/ч. Производство этого автомобиля организовано не было, образцы не сохранились.

 

 

http://www.bvl.com.ua/?id=site&content...amp;article=117

модель интересная.советский автопром мог делать нормальные машины.если-бы не тот советский режим наш автопром(теперь уже российский) на сегодняшний день был-бы не в таком плачевном состоянии.не один интересный автомобиль непустили в серию.к примеру насчет этого посчитали что негоже советскому человеку в 2-ух местной машине ездить.

кстати сколько рыл инет - так и ненашел что-бы кто-то попробывал сделать реплику этого туриста.а проект получился-бы интересный

 

 

акпп кстати на нем еще стояла

Link to comment
Share on other sites

В полне красивый и нормальный атомобиль!!! Почему наша грёбаная политика запрещала не довала выходить хорошим автомобилям. Читал не помню в каком в журнале был создана эксперементальная спорт версия москвича 405 или 407 не помню, с форсировонным двигателем от 408. внешний кузов в корне отлечался от привычного "москвича". авто тоже было открытым и двух дверным.

Link to comment
Share on other sites

  • 5 weeks later...

фигассеее... это при родном моторе??? :smile137:

Link to comment
Share on other sites

ну это понятно что не на стоке

только чуть-чуть доработаном
совсем чуть-чуть :)
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
  • 2 months later...

"ИЖ_Гран-Туризмо" - автомобиль по спортивной тематике, которая активно продвигалась в то время на заводе. Дизайнер Аверьянов Борис. Создавался в партнерстве со Стасисом Брундзой на опытном производстве. Брундза тогда был заводским гонщиком и работал в Бюро Испытаний..

 

Насколько я знаю, до конца проект не реализован - был изготовлен стеклопластиковый кузов, как рассказывал Борис Михалыч, велась работа над начинкой и ходовой.., затем Брундза уехал на родину, затем увез этот кар для дальнейшей работы с ним, а потом неизвестно что...следы затерялись.

 

Год примерно 1973-75

 

 

post-361-1297783287_thumb.jpg

 

http://gousman.livejournal.com/17797.html

 

 

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Доброго времени суток!

 

Мой сосед продавал гараж только вместе с автомобилем. А в гараже у него хранился москвич 412 1970 года. Пришлось купить и машину. Подскажите является ли москвич 412 1970г раритетным автомобилем?

 

Заранее спасибо.

 

 

 

 

3326366_1_100.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

Доброго времени суток!

 

Мой сосед продавал гараж только вместе с автомобилем. А в гараже у него хранился москвич 412 1970 года. Пришлось купить и машину. Подскажите является ли москвич 412 1970г раритетным автомобилем?

 

Заранее спасибо.

 

 

 

 

3326366_1_100.jpg

а в каком он состоянии?

Link to comment
Share on other sites

а в каком он состоянии?

Вообще сосед мой свою машину холил и лелеял, он на ней с завода сам в Витебск приехал.

 

Не ржавый, зимой не эксплуатировался, постоянно на гаражном хранении. Хозяин говорит что несколько лет назад крылья передние поменял на углепластик. Последние 2 года он вообще из гаража не выезжал т.к. хозяин (дедушка 1933г.) медкомиссию не мог пройти. Когда договорились гараж смотреть - решили выгнать машину, так москвич завелся в полоборота. На следующий день залили бензина, сделали страховку, я сел за руль и так мы с дедом и колесили по городу, сначала в ГАИ машину оформлять, потом к нотариусу гараж.

 

Для меня это целое приключение было, т.к. езжу на WV тигуане 2011 г.в., до этого был WV туран 2009 г.в. в полном фарше, а в этом москвиче ремни безопасности не предусмотрены, ручник из панели приборов на себя нужно вытягивать, а у дворников помимо электропривода еще и ручной привод. Это я не говорю еще о всяких подсосах и кривых стартерах.

 

 

Так вот когда покупал думал родственникам в деревню отдать его добивать, а как проехался так и жалко как-то стало такой экземпляр губить, вот и нашел ваш сайт чтоб поинтересоваться стоит ли игра свеч.

 

Еще пара фоток:

 

3326366_2_100.jpg3326366_3_100.jpg3326366_4_100.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

судя по вышесказанному, надо москвич забирать. Он в родной краске? давай фото и обозначь цену.

Link to comment
Share on other sites

судя по вышесказанному, его надо еще лет на 30 закрыть, чтоб он хоть какую-то ценность начал представлять. от 300 до 500 у.е. - красная цена, и то если ржи мало, по агрегатам растащить.

Link to comment
Share on other sites

По покраске: Передние крылья точно крашенные т.к. менял их хозяин, что до остального незнаю (завтра распрошу его, а то сегодня поздно уже)

 

По цене: он за него 400$ просил. Я не торговался, т.к. важнее гараж, он от моего дома 2 мин ходьбы, под окнами так сказать. Поэтому, если кто за 500$ заберет - с радостью отдам, как раз маржой покрою всякие там гос пошлины и проч. расходы по переоформлению.

 

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

ну хз как 500 но попробуй дай в обьяву. Сейчас за весь хлам лупят неадекватные ценники, мот кто и заберёт. Есть ещё клуб дрочеров этой марки, мы когда устраивали очередные покатухи то пытались купить у них немногом машин, но были забанены на их форуме пожизненно, т.к. они считают что такие экземпляры нужно востанавливать. Дай объяву, кто нить точно заберёт.

и было бы неплохо пару фото здесь, вдруг кто-то реально заинтересуется.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...