Перейти к публикации
forum.avtoamerika.by

Немного о "Москвиче"


SPIRIT
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Те, кому сейчас немного лет, конечно, могут не поверить, что было время, когда отечественные автомобили всерьез сравнивали с зарубежными аналогами и когда всего лишь один завод создал за год более десятка опытных образцов, причем половина из них вскоре превратилась в серийные модели.

Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

Первые машины – «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» – по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.

По сравнению со своим предшественником – 401-м (копией довоенного «Опеля-Кадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору – слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы – 35–41 л.с., у «Москвича» – лишь 22,7 л.с. Отсюда – посредственные разгон и скорость.

На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.

 

В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?

Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» – он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.

На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.

 

Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х – начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.

Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец – прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 – не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.

Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера – надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны – в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое – было!

Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 – таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.

И все эти работы вели всего 90 человек – таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова».

 

В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.

В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым, даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции – экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции – «Москвича-402» не прошло и десяти лет.

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.

А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять (!) наших спортивных автомобилей. Это – не легенды! Еще в первой половине 1970-х на «москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе.

 

То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Москвич-2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов.

А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и то «пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появиться вот-вот, как и седан 2142. В работе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают.

 

…Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича-402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

Да-412-ый Космич легендарное авто!там же помоему мотор от БМВ старой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, но очень пахож на 1.8 карпиюратор от БМВ, хотя мот клапанные крышки там и спис...украли у немцаф полюбому...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

-Исчё есть интересная модель, Москвич-408Турист, но их сошло с конвейера аж целых 2шт... Интересная моделька!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Москвич-408 Турист»

 

В 1964 году в заводском КБ спроектировали и построили опытный образец "Москвич-408-турист". Он принадлежал к элитному классу "Гран-Туризмо", имел двухместный открытый кузов и экспериментальную систему впрыска топлива ЦНИТА с электронным управлением.

 

Элегантное купе «Москвич», разработанное А.Веселовым, сделали в двух экземплярах. Предполагалось, что его можно выпускать малыми сериями на экспорт. В основе автомобиля лежали шасси и детали корпуса серийного седана «Москвич-408», однако многие кузовные панели были сделаны из алюминия. Поэтому машина получилась довольно легкой 962 кг. Двигатель «Туриста» на серийных «Москвичах» не использовался. При скромном объеме в 1,4 литра он развивал солидные 63 силы благодаря, в частности, впрыску с электронным управлением. Максимальная скорость «Туриста» достигала 130 км/ч. Производство этого автомобиля организовано не было, образцы не сохранились.

 

 

http://www.bvl.com.ua/?id=site&content...amp;article=117

модель интересная.советский автопром мог делать нормальные машины.если-бы не тот советский режим наш автопром(теперь уже российский) на сегодняшний день был-бы не в таком плачевном состоянии.не один интересный автомобиль непустили в серию.к примеру насчет этого посчитали что негоже советскому человеку в 2-ух местной машине ездить.

кстати сколько рыл инет - так и ненашел что-бы кто-то попробывал сделать реплику этого туриста.а проект получился-бы интересный

 

 

акпп кстати на нем еще стояла

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Москвич-408 Турист»
а красивый, блин... :icon_i-m_so_happy:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В полне красивый и нормальный атомобиль!!! Почему наша грёбаная политика запрещала не довала выходить хорошим автомобилям. Читал не помню в каком в журнале был создана эксперементальная спорт версия москвича 405 или 407 не помню, с форсировонным двигателем от 408. внешний кузов в корне отлечался от привычного "москвича". авто тоже было открытым и двух дверным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...

фигассеее... это при родном моторе??? :smile137:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну это понятно что не на стоке

только чуть-чуть доработаном
совсем чуть-чуть :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Мой последний креатифф о 401-м 

post-1621-1291122030_thumb.jpg

post-1621-1291122081_thumb.jpg

post-1621-1291122103_thumb.jpg

post-1621-1291122136_thumb.jpg

Изменено пользователем Жена Бунши
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

"ИЖ_Гран-Туризмо" - автомобиль по спортивной тематике, которая активно продвигалась в то время на заводе. Дизайнер Аверьянов Борис. Создавался в партнерстве со Стасисом Брундзой на опытном производстве. Брундза тогда был заводским гонщиком и работал в Бюро Испытаний..

 

Насколько я знаю, до конца проект не реализован - был изготовлен стеклопластиковый кузов, как рассказывал Борис Михалыч, велась работа над начинкой и ходовой.., затем Брундза уехал на родину, затем увез этот кар для дальнейшей работы с ним, а потом неизвестно что...следы затерялись.

 

Год примерно 1973-75

 

 

post-361-1297783287_thumb.jpg

 

http://gousman.livejournal.com/17797.html

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Доброго времени суток!

 

Мой сосед продавал гараж только вместе с автомобилем. А в гараже у него хранился москвич 412 1970 года. Пришлось купить и машину. Подскажите является ли москвич 412 1970г раритетным автомобилем?

 

Заранее спасибо.

 

 

 

 

3326366_1_100.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброго времени суток!

 

Мой сосед продавал гараж только вместе с автомобилем. А в гараже у него хранился москвич 412 1970 года. Пришлось купить и машину. Подскажите является ли москвич 412 1970г раритетным автомобилем?

 

Заранее спасибо.

 

 

 

 

3326366_1_100.jpg

а в каком он состоянии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а в каком он состоянии?

Вообще сосед мой свою машину холил и лелеял, он на ней с завода сам в Витебск приехал.

 

Не ржавый, зимой не эксплуатировался, постоянно на гаражном хранении. Хозяин говорит что несколько лет назад крылья передние поменял на углепластик. Последние 2 года он вообще из гаража не выезжал т.к. хозяин (дедушка 1933г.) медкомиссию не мог пройти. Когда договорились гараж смотреть - решили выгнать машину, так москвич завелся в полоборота. На следующий день залили бензина, сделали страховку, я сел за руль и так мы с дедом и колесили по городу, сначала в ГАИ машину оформлять, потом к нотариусу гараж.

 

Для меня это целое приключение было, т.к. езжу на WV тигуане 2011 г.в., до этого был WV туран 2009 г.в. в полном фарше, а в этом москвиче ремни безопасности не предусмотрены, ручник из панели приборов на себя нужно вытягивать, а у дворников помимо электропривода еще и ручной привод. Это я не говорю еще о всяких подсосах и кривых стартерах.

 

 

Так вот когда покупал думал родственникам в деревню отдать его добивать, а как проехался так и жалко как-то стало такой экземпляр губить, вот и нашел ваш сайт чтоб поинтересоваться стоит ли игра свеч.

 

Еще пара фоток:

 

3326366_2_100.jpg3326366_3_100.jpg3326366_4_100.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

судя по вышесказанному, надо москвич забирать. Он в родной краске? давай фото и обозначь цену.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

судя по вышесказанному, его надо еще лет на 30 закрыть, чтоб он хоть какую-то ценность начал представлять. от 300 до 500 у.е. - красная цена, и то если ржи мало, по агрегатам растащить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По покраске: Передние крылья точно крашенные т.к. менял их хозяин, что до остального незнаю (завтра распрошу его, а то сегодня поздно уже)

 

По цене: он за него 400$ просил. Я не торговался, т.к. важнее гараж, он от моего дома 2 мин ходьбы, под окнами так сказать. Поэтому, если кто за 500$ заберет - с радостью отдам, как раз маржой покрою всякие там гос пошлины и проч. расходы по переоформлению.

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну хз как 500 но попробуй дай в обьяву. Сейчас за весь хлам лупят неадекватные ценники, мот кто и заберёт. Есть ещё клуб дрочеров этой марки, мы когда устраивали очередные покатухи то пытались купить у них немногом машин, но были забанены на их форуме пожизненно, т.к. они считают что такие экземпляры нужно востанавливать. Дай объяву, кто нить точно заберёт.

и было бы неплохо пару фото здесь, вдруг кто-то реально заинтересуется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...