Перейти к публикации
forum.avtoamerika.by

Кабриолет для Сталина – история ненужных подарков


Ваня_Firebird
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Легендарный кабриолет Т 600 Tatraplan-Sport, специально созданный для Великого Вождя – Иосифа Сталина, по праву может называться шедевром чехословацкого машиностроения. На создание этого ретро автомобиля были брошены лучшие умы дружественной республики. Однако, до сих пор не известно, проехал ли хоть раз великий вождь на творении выдающегося конструктора Йозефа Содомки.

 

 

 

Началось все с того, что в 1948 году ЦК компартии ЧССР принял решение преподнести Сталину к юбилею автомобиль, сделанный персонально для него. Выполнить почетный заказ предстояло кузовной компании Sodomka, которая специализировалась на заказных автомобилях для политической элиты. За дело взялись четыре Йозефа: сам Содомка и его помощники – Янза, Клейх и Ржиха. Прежде всего, им предстояло выбрать базовую модель. Автомобиль должен был быть чехословацкого производства, но ни Skoda, ни какая-либо другая фирма не могли предложить достаточно мощное шасси. Нужна была современная модель, вобравшая в себя все последние достижения автомобильной промышленности, а такая была только одна – Т 600 Tatraplan, которая встала на конвейер годом раньше.

 

Компания Sodomka была традиционно сильна своими кабриолетами, поэтому в подарок решили подготовить открытую версию "татровки". Характерной особенностью Tatra был плавный переход салона в обтекаемый задок кузова, где был спрятан мощный двигатель. Седаны и лимузины с таким кузовом получались отличные, а вот единственная попытка сделать кабриолет закончилась ничем.

Над этой задачей стал думать Йозеф Ржиха. Он решил отказаться от высокого капота с боковыми воздухозаборниками, "плавником" и верхними жалюзи. Капот стал плоским, полностью изменились задние крылья и воздухозаборники. В облицовке фальшрадиатора появились противотуманные фары, крышку багажника Йозеф украсил красным пластиковым флажком. Вдоль кузова прошел молдинг "под перламутр". Автомобиль в несколько слоев покрасили нитроэмалью цвета слоновой кости с ручной шлифовкой промежуточных слоев. Непростая задача - угодить советскому вождю -кажется была решена.

 

Однако, необходимо было еще сделать спартанский салон "Татраплана" достойным будущего пассажира. Для этого увеличили ширину двери и расстояние между сидениями. Автомобиль удлинился примерно на полметра, а его силуэт приобрел спортивный и изысканный рисунок. Двери и сидения обили натуральной кожей красного цвета, на спинках сидений появились некие прообразы современных подголовников. Специально для подарочного кабриолета фирма Tesla изготовила многодиапазонный радиоприемник, недоступный по цене обычным автолюбителям.

Дизайнерские изыски потребовали изменений в конструкции силового агрегата и ходовой части машины. Днище автомобиля, выполнявшее роль несущего силового элемента, удлинили и усилили. Естественно, изменения внесли и в подвеску.

 

 

 

tatra_salon.jpg

Проектирование и изготовление кабриолета заняло около полугода. Все это время компания Sodomka тесно сотрудничала с "Татрой", согласовывая с ней все изменения в конструкции. Самое интересное, что и здесь не обошлось без тюрем.. Отцом всех "таровок" был Ганс Ледвинка, талантливый и неординарный конструктор. Созданный Ледвинкой грузовой автомобиль Т-111 многие эксперты признавали лучшим автомобилем Рейхсвера. Таких "достижений" власти простить не смогли, и когда в Высоке Мыто делали автомобиль для Сталина, Ганс Ледвинка уже не первый год силел в тюрьме недалеко от Остравы. Туда то и начали ездить проектировщики легендарного ретро Т 600 Tatraplan-Sport. Раз в неделю в стенах тюрьмы проводился техсовет, на котором обсуждались детали конструкции подарочной машины.

 

Премьера подарочного кабриолета состоялась летом 1949-го на национальной автомобильной выставке в Праге. Затем он перекочевал в Женеву, где открывал экспозицию Чехословакии на очередном автосалоне. Летом машина возвращается в город Высоке Мыто и после небольшой доводки вновь едет в Прагу. Здесь 7 октября 1949 года происходит ее торжественная передача представителям ЦК КПЧ, и начинается ее переезд в Москву.

Кабриолет разобрали и погрузили в четыре(!) товарных вагона специального поезда, в котором в Москву отправился Президент ЧССР Антонин Запотоцкий. 22 декабря 1949 года на специальном митинге он передал кабриолет "Татраплан" представителям юбилейного комитета. После торжеств, среди прочих подарков Сталину машина была выставлена в залах Музея революции. Подарок не нашел практического применения.

 

h_111023.jpg

После смерти Иосифа Виссарионовича кабриолет сменил нескольких владельцев. Одно время он даже работал как дежурная машина в одной из районных больниц Грузии. Трудно сказать, как сложилась бы ее судьба, не вмешайся в нее Мирослав Губеняк, представитель "Татры" в Москве. В начале семидесятых годов он приложил немало сил, чтобы провести обмен подарка на "Татру 603".

Но прежде чем обмен состоялся, Мирославу пришлось изрядно попотеть. По тем временам "шестьсот третья" относилась к категории "членовозов", и провести эту операцию можно было только через министерства внешней торговли, иностранных и внутренних дел Чехословакии и Советского Союза. Оббегав все инстанции, Мирослав получил "добро" на обмен и сам отправился из Копрживнице в Грузию за рулем "шестьсот третей". Но в Карпатах его машину "в хлам" разнес какой-то грузовик, и Мирослав на несколько недель оказался в больнице. Едва встав на ноги, он вновь прошел все круги бюрократического ада и получил-таки вторую машину.

 

В 1979 году, спустя 30 лет "Татраплан" еще раз пересек советско-чешскую границу, чтобы вернуться домой. 20 с лишним лет он остается подлинным украшением Технического музея в Копрживнице. Реставраторы вернули теперь уже ретро машине былую красоту и элегантность, заново окрасили, "оживили" приемник, заменили потускневший флажок на новый. Похорошевшая "Татра" отправилась покорять еще одну столицу. На сей раз, ей суждено было открывать экспозицию "Ретро-автомобили" на парижском салоне 1999 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...