Ваня_Firebird Posted October 5, 2008 Share Posted October 5, 2008 77 лет назад, 18 марта 1929 г., марка Opel была проглочена известным монстром General Motors. «Опель-Кадет», «Опель-Капитан», «Опель-Адмирал»... Модельный ряд «Опеля» 30-х напоминал сладкие грезы первогодки из прусской морской школы. После войны трофейные «Опели» составляли добрую четверть всего легкового автопарка СССР и честно колымили на советских дорогах, как и их бывшие седоки в погонах. На самом деле криэйторы GM, будь у них чувство юмора, сегодня могли бы вывести на отечественный авторынок брэнд «Опель-Партизан». Дело в том, что «капитаны» и «адмиралы» ещё в войну полюбились нашим подпольщикам в их прославленных вылазках. А все начиналось с велосипедов. Пять братьев Опель прославились в 90-х гг. позапрошлого века тремя сотнями побед на велогонках всех стран, добытых за педалями велосипедов фирмы Adam Opel AG. Глава семейства Опель-отец в середине XIX в. основал в Рюссельхайме фабрику швейных машин, быстро выросшую в крупное успешное предприятие, освоившее победные велосипеды. После смерти отца братья пригласили инженера Лутцмана и в 1899 г. представили авто его конструкции с двигателем в 1,5 литра, разгонявшем чудо до 20 км/ч. В 1901 г. его сменил лицензионный французский Daracq, а в 1902 г. появилась и собственная конструкция – 12-сильный Opel-Motorwagen 10/12 PS. Вскоре фирма развивалась как приличный европейский производитель, выкатывая на рынок то хит для провинциальный врачей Опель 4/8 Doctorwagen, то супермощный гоночный 260 PS с 4-цилиндровым двигателем объемом в 12 литров. Opel поддерживал гоночную традицию, регулярно блистая на трассах. К началу Первой мировой Opel был производителем Германии № 1. Поражение империи превратило следующие десять лет истории Opel в сплошную авантюру, заставившую фирму балансировать между банкротством, триумфом и плагиатом. Первой успешной моделью 20-х стал Opel 4/12, прозванный в Германии «лягушонком» то ли за единственно доступный зеленый цвет, то ли за родство с «лягушатниками» (машина была слизана с Citroen). К концу 20-х фирма выпускала под 40 тыс. авто в год и по-прежнему участвовала в гонках. На этой бравурной ноте братья Опель, возможно, нутром почуяв грядущую депрессию, продали свое хозяйство GM. Opel и до того прилежно осваивал американские традиции: первыми в Германии там ввели полноценный конвейер и довольно оперативно освоили восьмицилиндровые двигатели. По соглашению новоиспеченный филиал сохранял лицо: брэнд, самостоятельность и право на оригинальные модели. Однако, когда ободренные немцы попытали счастья в сегменте «люкс» с моделью Regent, поводок из-за океана немилостиво натянули: «Кадиллаку» не нужна была конкуренция. Вскоре GM довел долю в Opel до 100%, а вот «контрольный пакет» в рейхстаге перешел к национал-социалистам. Тридцатые стали для Opel «золотым веком». На рынок вышли Olympia 1935 года с цельнометаллическим несущим кузовом, бойкий народный Kadett, разгонявшийся до 100 км/ч, Super 7, Kapitan, Admiral. Имена отражали «триумф воли»: Олимпийский игры 1936 г. в Берлине, поголовное увлечение погонами и званиями, торжество суперчеловеков. В 1935 г. новый завод в Бранденбурге начал выпуск грузовиков Blitz, позже ставших визитной карточкой вермахта, а амбиции по части дорогого реализовались в лимузине Opel Admiral 1939 г., выпускавшемся также в версии кабриолет. Машина имела 6-цилиндровый двигатель объемом в 3,6 литра. Но наиболее ярким был Opel Kapitan 1938 г. с его «американским» дизайном, повторявшим веяния легендарного Cord 1936 года, которое вскоре стало нормой для всех. «Капитан» имел 6-цилиндровый двигатель мощью в 55 л. с. Когда было решено отстреливать немецких шишек в Ровно, столице оккупированной Украины, партизаны организовали для разведчика Николая Кузнецова (обер-лейтенант Зиберт) «опель-капитан», который прятали в лесу. С тех пор немецкий эфир разрывали стоны о «русских бандитах» на «опеле», которые среди бела дня отстреливали и похищали немецких генералов, судей и просто зазевавшихся эсэсовцев, на беду отставших от стаи. А гранаты метать утонченный Зиберт предпочитал в «Опель-Адмирал», зная, что после из него наверняка можно будет выковырить какого-нибудь высокопоставленного «жука». GM постепенно теряла связь с Opel, а в 1942 г. и вовсе «списала» завод. Это позволило авиации союзников к 1945 г. разнести в клочья и завод в Рюссельхайме, и завод в Бранденбурге. Впрочем, легковая линия Kadett вместе с чертежами каким-то образом не только уцелела, но и попала в руки к нашим войскам. В декабре 1946 г. производство Opel Kadett K38 под именем МЗМА, а позже «Москвич» было налажено в Москве. Малыш счастливо выпускался в СССР до 1955 г. Что касается Рюссельхайма, то в GM тогда не знали, чем бы закрыть распухшие мощности в самих Штатах, не то что в Европе. Производство возобновили лишь в 1950 г. в виде грузовиков Blitz, а также довоенных «капитанов». Уже к концу 50-х Opel выпускал современные оригинальные седаны Opel Kapitan с 6-цилиндровым двигателем в 80 л. с. Ни о какой независимости речи уже не шло, но некое право на оригинальность «Опелю» дал разрыв Европы и США по части стиля: «американки» 50-х просто не влезали в улочки старых еврогородов как по габаритам, так и по цене. В проспектах GM тех лет Opel вместе c другой «золушкой», некогда звездным английским Vauxhall, сиротливо болтались на последней странице, уступая «Шевроле» и «Бьюикам» роскошью и дизайном. Впрочем, мощь GM придала Opel мировой размах: фирма осталась крупнейшим филиалом GM за пределами Штатов, объемы производства за годы выросли до более чем миллиона машин в год, составив около четверть германского производства, у фирмы появились новые в филиалы в ФРГ, Испании, Бельгии. «Опели» не раз признавались оптимальными машинами и любимцами покупателей, но рекорды и амбиции ушли в прошлое навсегда. Своей судьбы у Opel не осталось. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.