Jump to content
forum.avtoamerika.by
Sign in to follow this  
mitrich

Полимерная окраска дисков

Recommended Posts

ПОРОШКОВАЯ ТЕРМОПОЛИМЕРНАЯ ОКРАСКА ЛЕГКОСПЛАВНЫХ ДИСКОВ В МИНСКЕ – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

 

Диски облезли. Надо срочно красить – завтра обещали заморозки. Тем более, что ваш коллега на работе и сосед по этажу хвастались, что покрасили диски модной «полимеркой». Включаем комп и находим массу «полезных» ссылок на дробеструйную очистку и полимерную окраску дисков (здесь сказывается повальная техническая безграмотность: почти все современные краски – полимеры, за исключением, разве что, старинной масляной МА-15))), а в виду имеются термопластичные порошковые краски.

Только ленивый сейчас не красит диски «полимером». Основная цель всей сферы услуг постсовкового мира – побыстрее нарубить побольше бабла с наименьшими усилиями и затратами – здесь выполняется крайне легко. Технология порошковой окраски проста, оборудование несложное (многое можно самому сделать, остальное недорого прикупить), материалы копеечные. Ни светлых мозгов, ни заточенных рук не требуется. 2 часа работы – 150-300 уев в карман.

Что такое «полимерка» в местном исполнении я и собираюсь вам объяснить.

1. Начнем со случая, который реально произошел в Витебске (статья перепечатывается с сокращениями)

Как не стать жертвой тюнинга

image001.jpg

В общество «Защита потребителя» Дмитрий Бруцкий обратился с заявлением после одного из этапов проведения акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» в городе Витебске, где во время выполнения заезда у него вдруг выломало середину колесного диска, а машину развернуло поперек дороги. Дмитрия и окружающих спасло то, что он выполнял разворот на торможении, и скорость была не высокой. При других обстоятельствах последствия могли оказаться гораздо плачевнее – ведь машина была без каркаса безопасности, а недалеко стояли зрители.

«В процессе эксплуатации моего автомобиля Mazda MX-5 для нанесения полимерного состава(покрытия) на оригинальные диски (установленные данное т/с по заводу) обратился в (…). Весь комплект дисков(4шт.) подвергся технологическому процессу дважды, т.к. после первого раза качество работ было неудовлетворительным, исполнитель это подтвердил и согласился все исправить в течение недели. После повторной покраски дисков я установил на них четыре абсолютно новые покрышки размерности 195/50 R15 и начал эксплуатацию. За три месяца эксплуатации диски не подвергались ремонту, на них и покрышках не было механических повреждений, но в один день при повороте направо левый передний диск сломался при скорости 20 км/ч на идеально ровном асфальте. Средняя часть диска полностью отделилась от обода, при этом автомобиль получил значительные повреждения: из внешних - было деформировано левое переднее крыло, деформирован левый подкрылок, поцарапан передний бампер, повреждена подвеска переднего левого колеса. При рассмотрении остальных дисков были обнаружены трещины в идентичных местах, в которых сломался первый диск».

Дмитрий представил на экспертизу 4 колеса, чтобы была возможность исследовать проблему наиболее полно. Далее обратимся к отдельным выводам заключения экспертизы: «Известно, что к дискам колес предъявляются повышенные требования по ударной прочности. В первую очередь это относится к ступичной части диска и спицам. Именно здесь возникают сильнейшие нагрузки при движении. В этой связи пригодность марки сплава для конкретной конструкции дисков, а также качество их термической и других видов обработки должны оцениваться с учетом способности изделий работать в различных условиях эксплуатации. Термическая обработка литых дисков является основным средством воздействия на их структуру и свойства. При покраске дисков для удаления старого лакокрасочного покрытия и нанесения нового используется общий или локальный нагрев дисков до нескольких сот градусов. В случае нагрева алюминиевых дисков с целью «отжига» ЛКП долговечность и надежность может оказаться непредсказуемой, поскольку механические и технологические свойства (в том числе скорость фазовых превращений в материале диска) установленные производителем в таком процессе будут нарушены. Незнание точных сведений о составе сплава и особенностей термической обработки для конкретного диска при повторном нагреве приводит к необратимым последствиям – разупрочнению материала и снижению конструктивной прочности диска в целом.

Ассоциация Европейских Производителей Дисков(EUWA) утвердила нормативный документ по безопасности использования и обслуживания колес. Инструкция запрещает проводить ремонт легкосплавных дисков, поскольку вмешательство в материал колесного диска (нагрев, сварка, пайка, прокатка и т.д.) приводит к изменению его механических свойств».

На основании вышеизложенного и других документов, которыми руководствовались эксперты общества, было сделано заключение: «…ремонт литых дисков, которые подвергались нагреву и струйной обработке абразивными материалами в части обода, спиц или центральной части абсолютно не приемлем. Такого рода ремонт приводит к разупрочнению материала и концентрации напряжений и без того в критических областях диска. Представленные для исследования дисковые колеса не пригодны для дальнейшей эксплуатации – имеются радиальные трещины, расположенные на спицах. Изменение материала дискового колеса произошло в результате технологии нанесения полимерного покрытия на дисковое колесо».

Полную версию статьи см. - http://adt.by/kak-ne-stat-zhertvoy-tyuninga/

2. Теория для справки (кратко)

Автомобильные диски называются легкосплавными потому, что алюминий в них легируется другими металлами, для придания этим сплавам заданных качеств.
Сплавы алюминия с магнием Al-Mg имеют хорошую коррозионную стойкость, повышенные механические свойства и хорошо обрабатываются.
Сплавы алюминия с кремнием (силумины) Al-Si отличаются высокими литейными свойствами, а отливки — большой плотностью. Силумины сравнительно легко обрабатываются.
На внутренней стороне некоторых современных дисков (я видел даже на брендовых китайских) присутствует отлитая маркировка сплава (например Al-Si-Mg). Температура плавления сплавов на основе алюминия колеблется от 540 до 650⁰С.

Диски являются крайне важной деталью вашей машины – на них (особенно при нынешней моде на узкопрофильные шины), в конечном счете, опирается кузов, где сидите вы, ваша жена и ваши дети. Даже небольшая неприятность с колесами на большой скорости часто заканчивается вполне летально. Поэтому, легкосплавные автомобильные диски крайне точно рассчитываются на компьютерных моделях. При изготовлении дисков, готовые отливки подвергаются дополнительному закаливанию по строго определенной схеме, для придания сплаву строго определенной структуры. Затем они проходят серьезные испытания в различных дорожных и климатических условиях. Только так можно гарантировать вашу безопасность на трассе.

Для антикоррозионного и декоративного покрытия дисков основные производители обычно применяют полиэфирные и полиуретановые составы. Выбраны они потому, что не требуют больших затрат времени и средств на сушку (самый дорогой процесс при любой промышленной окраске). 5-10 минут при 110-150⁰С. Эти составы очень твердые. Это необходимо, для того, чтобы ваши диски выглядели хорошо как можно дольше. Никого не волнует тот факт, что любое твердое покрытие на подвергаемой большим динамическим нагрузкам детали в процессе эксплуатации обязательно покрывается сетью микротрещин, куда зимой легко проникают химреагенты, и под ними развивается значительная коррозия металла. Главное – «сохранить лицо» до окончания гарантии. Последствия вы имеете на своих дисках – вздувшееся покрытие, под которым черно-белый окисел и глубокие каверны от него. Я вижу это каждый день. Практически всегда, при снятии вполне красивого старого покрытия, нахожу почерневшую пленку корродированного металла под ним. Очень часто клиенты рассказывают, что весной сняли с машины вполне достойные зимние диски, а осенью не смогли узнать эти облезшие чудища. Просто под воздействием высоких летних температур реакция окисления невероятно ускоряется, и ваши, не промытые от зимней соли и грязи, диски облазят гораздо быстрее. И вот тогда вы задумываетесь о покраске своих дисков. Включаете комп, набираете «покраска дисков» и первый же десяток ссылок указывает на «профессиональную» «полимерую»… бла-бла-бла… окраску дисков. В общем, читаете то, что написано на заборе))) Я знаю эту кухню изнутри, и сейчас проведу вас за этот забор.

3. Технология «полимерки» в местном исполнении

Главное, и наиболее трудоемкое, в любой покраске – это подготовка. Для того, чтобы хорошо подготовить диски, их требуется очистить от старого покрытия и продуктов окисления. Вручную это сделать достаточно сложно – из-за причудливой формы применение малой механизации практически невозможно. Болгаркой между лучей не влезешь, ямы не выскребешь. Помогает только абразиво-струйная очистка. Абразивы бывают разные – песок, косточка, стекло, керамика, … и стальная дробь. Вот ее и применяют чаще всего современные «спецыалисты». Резон прост – рабочий ресурс дроби значительно выше остальных абразивов, цена ниже, значит экономнее. Размер дроби тоже бывает разный – особо крупную дробь любят применять на заводах, где чистят различные металлоконструкции (Колядичи, Шабаны). Однако и они не брезгуют на дисках «покосить». Другие используют фракцию помельче, но все-таки слишком крупную для такой тонкой работы, иначе невыгодно.

Как я уже упоминал выше, фирменные краски достаточно твердые. Очистка такого диска может занять уйму драгоценного времени. Для ускорения процесса старую краску можно отжечь. Те, кто пользуется приличным оборудованием, делают это в своих сушильных печах (если печи позволяют). Для отжига требуется свыше 400⁰С. А некоторые работают еще проще и эффективнее – ацетиленовой горелкой (Сенница). После отжига диски несут в очистку. И здесь фактор времени (время же деньги))) играет решающую роль. Чтобы отбить старую краску надо приложить некоторое усилие, энергию. Вспомним школьную физику: чем больше масса частицы и ее скорость – тем выше энергия удара. Поэтому, ваши диски лупят струей крупной стальной дроби на максимальном давлении. Естественно, что со старой краской улетает и часть металла диска. Как-то я обсуждал эти вопросы с одним старым и очень опытным дробеструйщиком. Он рассказал, что практически всегда попадаются участки, где старое покрытие лежит как каменное, и, пока он снимает такое пятно, голый алюминий вокруг него тоже улетает в трубу до образования заметных впадин. Фотопример такой очистки есть и на главной странице. И это еще не самая страшная работа из тех, что мне приходилось наблюдать. В уже упоминавшейся Сеннице вообще используют песок, но размером с булыжник. И ничего, хватает лохов, которые туда едут с дисками.

image002.jpg

Диски на фото выше дробеструены на Аэродромной за совсем немалые деньги. Бедный владелец не знал куда деваться с такой откровенной халтурой. Мне пришлось приложить немало труда, чтобы привести их в нормальное состояние.

image003.jpg

Полки здесь не крашены умышленно – владельцу обещали их отполировать (видел я потом эту полировку))). Кстати, на полке хорошо заметны следы ржавчины. Удивлены, что алюминий так окисляется? А это ржавеет стальная дробь, вбитая в сплав диска огромным давлением промышленного дробеструйного аппарата.

Далее следует покраска. Покраска порошком – дело совершенно плевое. Повсеместно применяются не дорогие полиэфиры и полиуретаны, а копеечные порошки на основе пластика АВС. Это как настрогать мелко ваш старый поломанный электрочайник, высыпать опилки на диск и разогреть до 250 градусов. Чем покрашены ваши диски вы легко можете проверить сами – протрите их простым растворителем типа 646. Если ваша пресловутая «полимерка» размякла и осталась на тряпке – «это не Альпина»))), а простейший АВС.

На всю покраску порошком требуется 30-40 минут. Прелесть термопорошка в том, что покраска им не требует никакого ручного труда и особенного умения. Электрический заряд сам притягивает порошок на диск, вот только из-за сложной формы диска порошок всегда ложится неравномерно (по кратчайшему пути, и это заметно даже на заводских покрытиях). Сначала напыляют толстенный слой грунта, чтобы он затянул дробеструйные ямы. Затем пылят базовый цвет. Могут напылить лак, а могут и нет – большой разницы в тусклом блеске порошкового покрытия не заметно. Диски отправляются в печь. Время в печи 20-30 минут. В зависимости от типа порошка температура может достигать 250⁰С и должна выдерживаться в пределах ±3⁰С. «При горячей сушке весь слой порошкового краски должен быть как можно быстрее нагрет до необходимой температуры при ее однородном распределении в отверждаемом слое. Только при таких условиях расплав порошковой краски может достичь минимальной вязкости без ухудшения растекаемости в результате проходящей реакции полимеризации. При медленном нагревании в толщине слоя порошковой краски начинается процесс полимеризации еще до того, как произошло его достаточное растекание по поверхности изделия, в результате чего отвержденная поверхность получается неровной»©. То есть, качественной окраски можно добиться только на современном, дорогом оборудовании и хорошим дорогим порошком, покупать которые большинство наших «спецов» жаба душит - «лепш купiць сабе джыпа».

3. Разбор «полета»

Теперь нам легче понять, что же произошло с теми дисками. Если рисунок не понятен, предлагаю перечитать теоретическую часть еще раз.

image004.jpg

4. Подведение итогов

Этот материал написан не для того, чтобы привлечь клиентов (коллегам по цеху не нравится такая правда и они обвиняют меня в черном пиаре)– у меня работы хватает))) Качественно покрасить диски можно не только у меня, вы можете обратиться и к своему маляру. Он отлично покрасит их по обычной технологии окраски авто. Такое покрытие и выглядит на порядок лучше «полимерки», ходит не меньше и не уродует ваши диски в перспективе. Ко мне, по крайней мере, за два года еще ни один заказчик не обращался с проблемами моего покрытия, но многие привозят и второй комплект дисков в покраску.

 

Оставшаяся в наших людях еще с совковых времен глупая вера в печатное слово ловко используется проходимцами повсеместно. НЛП работает на ура. В дополнение к этому, извечное беларускае жлобство (а скока стоиць?) и повальная техническая безграмотность, приводят к тому, что мы выбираем товар или услугу не по качеству, а по цене и красноречивости описания. Достаточно вставить в описание пару непонятных науко-подобных словечек, и дело сделано. Этим вовсю пользуются «полимерщики» с многочисленных автофорумов. «Фирма» в лучшем случае оборачивается парой ушлых мужичков (учредитель подносит, директор красит), а в худшем – вообще неизвестно откуда вынырнувшим «аферистами», которые дробеструят ваши диски там, где подешевле, а «полимерят» там, где днем красят кастрюли. «Производственные» условия окажутся арендой пары метров на заводе, а про «высококвалифицированных» специалистов вам просто солгут – нет их у нас (а если бы нашлись - так им платить надо з/п "высококвалифицированную", а кто же даст такую))). Они вам впарят и упрочнение алюминия дробью, и чистоту поверхности по шведскому стандарту и фирменную «полимерку» - вы все равно не сможете проверить (а если и смогли бы – то, скорее всего, поленились бы). Будут завлекать вас акциями и бонусами – навара хватает и на бонусы и на «джыпа». Вам предложат индивидуальный подход, высокое качество и еще много пустых, но приятных для вашего эгоснобизма красивых словес. И фотки приложат (по фоткам же технологию не проверишь). И вы купитесь! Особенно, если на форуме друг Ваня (проплаченный откатом за отзыв) написал, что ему очень понравилась «полимерка». А Ваня-то «за забором» не гулял, а если и слышал что-то, так кто же признается, что бездарно облажался? Предлагаю всем научиться заглядывать «за забор», а не смотреть на то, что на нем написано (касается не только окраски дисков, но и всего рекламного вранья, которое вешают нам на уши бессовестные продавцы товаров и услуг, но это уже другая тема, гораздо более объемная))).

 

Сам по себе метод термопорошковой окраски заслуживает всяческих похвал. Это действительно один из наиболее дешевых и быстрых путей придать изделию достаточно приличный вид, в том случае, если он применяется на современных производствах и с соблюдением всех необходимых технических параметров и материалов, необходимых именно для данного типа изделий. Выполняемая же в местных условиях, на несоответствующем оборудовании и неграмотным персоналом, тонкая и ответственная работа по реставрации покрытия автомобильных дисков может обернуться большими проблемами. Слепо следуя за навязанной глупой модой на «полимерку», вы рискуете и вовсе лишиться этих самых дисков. Раньше или позже, это покрытие все равно поднимется, но к тому времени ваш диск под ней уже превратится в труху, и дай вам Бог доехать на нем до мусорки без приключений.

 

PS Если в тексте вам встретились трудные для понимания слова, термины и понятия – напоминаю, что Гугл знает все)))

 

ТЕМА ИНФОРМАЦИОННАЯ, НЕ ДЛЯ ДОСУЖЕГО ОБСУЖДЕНИЯ, А ПОСЕМУ ЗАКРЫТА. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Edited by mitrich

Share this post


Link to post
Share on other sites

так кто козел и у кого делать диски скажите ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

image003.jpg

 

Хм.Похожи на те диски которые сейчас стоят на купешке на которой я езжу.Надо посмотреть.

 

 

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
так кто козел и у кого делать диски скажите ?

 

Кто козел не знаю, но вот к тем кто на ул. Бровки в институте сварки полимерит я больше не поеду, халтурят и при очистке, и при покрытии.

Обратную, не лицевую сторону плохо песочили и у дисков, и у мелких деталей типа силовых элементов крепления бампера, клыков.

На лицевой стороне дисков (штамповка) после первой же зимы в некоторых местах вылезла ржа, причем не подняв полимер, а "насквозь", как я понимаю толщина слоя была мизерная.

А на клыках бампера изнутри полимер положили прямо на хлопья ржи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...