SPIRIT Posted November 12, 2008 Share Posted November 12, 2008 Дженерал моторс» кажется безличной, но как все успешные проекты, конечно, началась с Личности. Её идея принадлежит строительному магнату Уилльяму Дюранту (William C. Durant). В основе - главная мечта конца XIX - начала XX века, мечта о монополии, в тайне посещавшая большинство американских предприимчивых голов. И раз почувствовав вкус к автомобилям, Дюрант, допущенный к менеджменту Buick, отодвинул хозяев, и с основательностью архитектора стал строить главный «небоскреб» Америки: автомобильный. У него получилось. Дюрант подмял под себя также Oldsmobil, опять же подвинув основателей, и ряд других марок, и декларировал создание General Motors - Генерального по «моторам». Смысл «проекта» был прост: на рынке, кишащем сотней мелких компаний, с помощью привлеченных средств сколотить из нескольких крупных производителей одну мегакомпанию, способную давать рынку вектор развития на национальном уровне. То ли Дюрант был провидцем и понимал, что именно нацтеории и нацмахинации будут править экономикой Америки, то ли просто знал, что они уже обсуждались. Трудно сказать. Именно тогда в начале века организованно делались судьбоносные для человечества решения: выбор между углем и нефтью, между переменным током и постоянным, между рельсами и асфальтом... Правда, в схеме GM был один подвох. Хозяева привлеченных средств (банки, тресты, фонды) сами любили, кем-то попользовавшись, вытереть об такового ноги. Уже в 1910 г. Дюрант был оттеснен кредиторами от руководства GM. Но они не знали с кем связались! Согласно легенде, уходя Дюрант утащил с собой из Biuck концепцию прототипа, на основе которой Луи Шевроле создал первый авто. Chevrolet Motor Company была основана в ноябре 1911 г. Луи Шевроле (Louis Chevrolet), который вскоре покинул фирму, а за предприятием стоял сам Дюрант. Его хитом стала Chevrolet-490 за 490 долларов, с которой Дюрант собирался пройти по стопам Форда. При равной доступности конкурент фордовской «жестянки Лиззи» имел такие изыски, как электрические фары и стартер. С тех пор фирменной чертой GM стало то, что осталось ярчайшей страницей: там никогда не зарились на самый бедный сегмент покупателя (и самое дешевое Сhevrolet старалось быть круче самой дорогой из моделей American Motors). Модель 490 начала приносить Chevrolet огромные прибыли, в то время как акционеры GM сидели без дивидендов. Был предложен обмен акций и в 1916 г. Chevrolet Motors во главе с Дюрантом оказалась хозяйкой... 54,5 % акций GM. Уходил ли Дюрант с картонной коробкой в 1910-м, как уходят уволенные сотрудники, или нет, неизвестно. Но согласно преданию в 1916-м глава Chevrolet без предупреждения прямо с вещами вломился на заседание руководства General Motors и, как хозяин, закончил его сам. За несколько лет General Motors превратилась в Империю. Дюрант выстроил лестницу марок от дешевой к дорогой: Chevrolet – Oldsmobile – Buick – Cadillac, закрыв все хлебные сегменты рынка. Именно при нем Cadillac превратился в икону luxury. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Забавно, но вскоре вредные акционеры опять-таки выставили Дюранта. Непотопляемый строитель создал на стороне новую Империю, но что-то не задалось. Формально группа компаний, фактически прочно спаянная корпорация GM, цвела все хлебные двадцатые. Но ключевую роль в ее судьбе сыграла Великая депрессия. Сработала диалектика Дюранта: количественных изменения переходят в качественные, то есть выживают наиболее весомые и многогранные, они же получают решающие доли рынка. Имея в запасе дешевую линию Chevrolet фирма выдала их свыше 600 тысяч машин в 1931 г., а в 1940 - рекордный миллион. А за это время «фирмы-малыши» почти вымерли. До сих пор многие подозревают GM, в том, что она была организатором тихого изгнания из городов Штатов трамваев и электричек в пользу автострад. Так или нет, а на рекламных стендах 30-х гг. от GM можно увидеть образ мегаполиса из небоскребов и автострад. Ирония в том, что в правление GM в те годы входили люди, близкие Дюпонам, Рокфеллерам, Морганам – проще говоря Большой Химии, Большой Нефти, Большой Стали. Соответственно, оценивать GM придется исходя из отношения к упомянутым персонам: ненавидеть ли их или в тайне мечтать стать одним из них. Автопром, обеспечивал работой и прибылями как раз эти отрасли, а его преимущества от градостроительного беспредела доставались также и Ford с Chrysler. В этом смысле конкуренцию никто не отменял и Cadillac одержал вполне честную победу в сегменте luxury, изведя дизайном и Lincoln, и Imperial, и Packard. Именно GM сумела возвести гламур в ранг национальной автомобильной идеи, выудив из Голливуда мастера тюнинга Харли Эрла. Апогеем этого тренда стали модели 1959 г.: Cadillac Eldorado Chevrolet Impala. Длиннющие, тяжеловесные, прожорливые, но незабываемые как гениальная скульптура – они наверняка останутся в истории искусства. «Детройтское барокко», продвинутое усилиями GM, осталось противоречивой, но ярчайшей страницей истории автопрома. А ещё эта пара Impala – Eldorado останется примером редкого приближения к равенству в дизайне, которого удалось достичь Америке на пике Процветания. Когда машина рабочего и машина миллионера могли соперничать в красоте и размахе крыльев. Кстати, и «кадиллаков» к 70-м выпускалось уже триста тысяч. Вице-президент GM c 1928 г. Чарльз Вильсон бросил сенатскому комитету в момент назначения его министром обороны в 1952 году: «Что хорошо для Америки, хорошо и для «Дженерал Моторс», и наоборот». В самое яблочко: с 20-х гг. GM превратилась в системообразующую структуру экономики Америки. Позже один из топ-менеджеров Джон Делореан скандально раскрыл карты: меняя модели в 50-х гг. GM, старалась не менять начинку, втюхивая покупателю одно и тоже под меняющимися кузовами. Ирония в том, что заставляя обновлять свой гараж каждые два года, Детройт ровно следовал умным экономическим теориям, превращавшим покупателя в «вечный двигатель» экономики. «Добро» - это было или «зло», точного ответа пока нет, поскольку именно тридцать лет этого безобразия (1945 - 1975 гг.) прошли без единого кризиса и дали Западу небывалое массовое благополучие. Своего рода символом этого стала лестница моделей, по которой американец восходил все эти годы. Когда на выпускном юноша из среднего класса получал свой первый «Шевроле» в подарок, в колледже рассекал на «Понтиаке», карьеру делал на «Олдсе», семью возил на «Бьюике», а в собственный офис приезжал на «Кадиллаке». И всю жизнь остается в орбите дилера GM. Как признавался позже легендарный Ли Якокка от равнения на General психологически ни Ford, ни Chrysler, да и American motors, отделаться так и не смогли, десятилетиями искусственно изобретая собственные линейки моделей и бренды: Imperial, Lincoln, De Soto, Mercury. И именно из GM вышел Уолтер Крайслер. Если бы «Дженерал Моторс» не существовало, ее возможно стоило бы придумать: GM всегда была зеркалом корпоративного мира, структурой, притягивающей весь его блеск и все его грехи. Мир изрядно изменился и сказать, что GM себя в нем нашла пока нельзя. Иногда мир сотрясают новости об ее убытках, но пока все заканчивается перетеканием активов из одного конца Империи в другой, и все как-то рассасывается. Продаются одни активы, приобретаются другие. И все-таки она вертится, и все-таки они ездят... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.