Ваня_Firebird Posted August 29, 2008 Share Posted August 29, 2008 Стараниями отдельных энтузиастов в полукустарных условиях создавались единичные экземпляры гоночных машин. Команды добивались незначительных результатов в скоростных заездах. Государство никак не поддерживало эти начинания: стране требовались грузовики и легковушки, а не «бесполезные» спорткары. Но ЗИС 101 Спорт стал исключением из правил. Во-первых, завод, где он создавался, носил имя вождя, а во-вторых, машину сделали к ХХ-летию ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского (а тогда еще даже Ленинско-Сталинского) коммунистического союза молодежи. Работали в КБ экспериментального цеха лишь три человека – молодые инженеры Владимир Кременецкий, Анатолий Пухалин и Николай Пульманов. Они-то и решили создать на шасси лимузина ЗИС-101 спортивный автомобиль. Этому способствовал и тот факт, что Пухалин как раз заканчивал вечерний факультет МАДИ и писал диплом на тему «Скоростной автомобиль». По вечерам и в выходные трое инженеров с энтузиазмом работали над чертежами будущего спорткара. Кременецкий разрабатывал для автомобиля задний мост с гипоидной передачей – такое решение было совершенно новым для советского автопрома. Пульманов занимался форсированием двигателя от серийного ЗИС-101 – он увеличил число оборотов и степень сжатия, изменил фазы газораспределения и впускной коллектор. Для этого вместо чугунной головки блока понадобилась головка из алюминиевого сплава, алюминиевые поршни и шатуны, иные коленчатый и распределительный валы, карбюратор падающего потока вместо восходящего… Дипломник Пухалин занимался подвесками и общими чертежами будущего автомобиля. К работе над кузовом подключили Валентина Росткова – кузовщика, только что пришедшего в конструкторский отдел завода. Он нарисовал в акварели несколько эскизов, причем совершенно новых, не имевших ничего общего с обликом серийного ЗИС-101. Вывести машину до правительственного уровня ребятам помогло то, что на заводе имени Сталина молодежь организовала движение по подготовке трудовых подарков с пафосным лозунгом «Матери-Родине в честь ХХ-летия ВЛКСМ» и каждый цех в обязательном порядке должен был сделать свой «подарочек». Заводской комитет комсомола составил соответствующий список, в который комсомолец Кременецкий и впихнул существующий только на бумаге ЗИС 101 Спорт. Сначала спорткар затерялся в длинном списке среди прочих мелких подарков, но потом комитет комсомола разглядел его как наиболее значимый. Об автомобиле стали писать журналисты заводской многотиражки, а комсомольский комитет потихоньку начал давить на директора завода Лихачева, с тем чтобы он издал приказ об изготовлении машины. 17 октября 1938 года о проекте написала «Комсомольская правда», и про подарок узнала вся страна – не сделать после этого машину было уже нельзя. Наконец, рассмотрев чертежи, 11 декабря Лихачев издал приказ № 79, давший жизнь ЗИС 101 Спорт – в нем буквально по дням расписывался график создания автомобиля. Изготовление деталей планировалось выполнить к 1 июня, а их сборку и испытание на стендах – к 15 июня 1939 года. Кузов должен был быть готов еще раньше – к 1 мая. Все работы по ЗИС 101 Спорт директор взял под личный контроль. Один из пунктов приказа гласил: «вести подробный график выполнения работ по спортивному автомобилю и о всех задержках своевременно ставить меня в известность». Процесс пошел. Здесь следует заметить, что эта машина изготовлялась не в какой-то одной кустарной мастерской, а всеми специализированными цехами огромного завода. По выбранному эскизу Росткова в натуральный размер расчертили на плазах будущие лекала кузова. По этим лекалам сделали деревянный макет, а уж по нему вручную выстучали из листового железа кузовные панели. Облик ЗИС 101 Спорт получился совершенно футуристическим – низкий силуэт с двухместным кокпитом на длиннобазном шасси, крылья, объединенные с кузовом, воздухозаборник на капоте и дверцы с выемками под локти. Каркас кузова по технологиям тех лет сделали из дерева буковых пород. Готовый кузов выкрасили в темно-зеленый цвет, отполировали и украсили хромированным декором, а на капот справа поместили надпись «ХХ лет ВЛКСМ». По словам того же Пульманова, «кузов получился на славу, не хуже лучших американских образцов». В один из дней, как обычно придя в цех на автомобиля на месте инженеры не обнаружили. Оказалось, что ночью ЗИС 101 Спорт забрал директор завода Лихачев. Машину доставили к Колонному залу Дома Союзов для «презентации» на XVII Московской партконференции. На первом этаже места не нашлось, и автомобиль решили поместить в фойе на второй. Для этого накануне вечером проломили стену и через этот проем ЗИС 101 Спорт рабочие внесли на руках, а к утру привели фасад здания в порядок. Утром, когда партийные боссы заполнили здание, Лихачев выглядел победителем. Сталин, а вслед за ним Молотов, Хрущев, Каганович и другие товарищи одобрили необычный автомобиль. Но дальше словесных одобрений дело не пошло. Побыв подарком комсомолу и объектом внимания на партконференции, ЗИС 101 Спорт оказался не нужен никому, кроме своих создателей. Проектную скорость 180 км/ч из него так и не выжали. На официальном автомобиль показал 162,4 км/ч – его проводили летом 1940 года на 43-м километре Минского шоссе. Сам спорткар затерялся, и его судьба неизвестна. Остались только фотографии и чертежи, по которым в реставрационном центре «МолотовГараж» сейчас воссоздают ЗИС 101 Спорт. А некоторые до сих пор ищут оригинал. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 3, 2008 Share Posted September 3, 2008 Мда...История, блин...Слов нет, одни слюни... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ваня_Firebird Posted September 3, 2008 Author Share Posted September 3, 2008 Ведь раньше какие умы были !!! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 3, 2008 Share Posted September 3, 2008 А те конченные, которые этими умами управляли, ничё недогоняли... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ваня_Firebird Posted September 3, 2008 Author Share Posted September 3, 2008 Как и сейчас! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Pchel Posted September 4, 2008 Share Posted September 4, 2008 По ходу недорогая подделка американского дорогова купе.Ещё немного фото. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 4, 2008 Share Posted September 4, 2008 По-ходу, как обычно, сами же неумели...а быстрее всего нехотели. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Pchel Posted September 4, 2008 Share Posted September 4, 2008 К примеру есть сходства с Бюйком 1938 года а вообще он мне Паккарт напоминает. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ваня_Firebird Posted September 5, 2008 Author Share Posted September 5, 2008 Не в союзе запустить такую машинку в производство = самоубийство для конструкторов ! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Pchel Posted September 5, 2008 Share Posted September 5, 2008 (edited) :icon_biggrin: Эт точно.Лучше было пару тысяч грузовиков наклепать! Это для тех кто захочет зделать прототип! Edited September 5, 2008 by Pchel Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 5, 2008 Share Posted September 5, 2008 Ух ты! Можно попробовать... А ещё есть какая инфа? А база, наверно, от обычного ЗИСа? Пойду в сарай, замерю размеры...ГЫ. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ваня_Firebird Posted September 5, 2008 Author Share Posted September 5, 2008 На паравоз очень похоже... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Pchel Posted September 5, 2008 Share Posted September 5, 2008 :D Вот пожалуста ещё рисуночег!!! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted September 5, 2008 Share Posted September 5, 2008 Хороший кузовок! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 а вот это по-моему советский спортивный ЗиЛ-112С Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
SPIRIT Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 а фотки то сделаны у нас Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 а фотки то сделаны у нас Да! в Рижском мотор-музее! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
SPIRIT Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 зато приятно то как Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 Кстати, в свете последних событий...Он ещё не продаётся? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
SPIRIT Posted November 10, 2008 Share Posted November 10, 2008 (edited) незнаю, инфы небыло. зато нашёл Как родилась Volga-Cayenne Edited November 10, 2008 by SPIRIT Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
monte carlo Posted November 12, 2008 Share Posted November 12, 2008 а вот это по-моему советский спортивный ЗиЛ-112СНа предпоследнем фото советский спортивный *Пионер-2М*, в 1963-м развил скорость 311,4 км.ч А на последнем Зил-112С, построен в 1962-м с 6,0-литровым мотором и мощностью 230 л.с. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.